На июнь 2015 года в РФ действовало 7605 лицензий на право пользования недрами, в том числе 3290 лицензий на углеводородное сырьё и 4315 лицензий на твёрдые полезные ископаемые. В результате инвентаризации, проведенной МПР, было выявлено, что более половины лицензий имели или неустранимые нарушения лицензионных обязательств, или ошибки, или не содержали вообще чётких условий пользования недрами.
Такое положение сложилось из-за того, что значительная часть лицензий была выдана в первой половине 1990-х годов. Оформление лицензий тогда осуществлялось в сжатые сроки, в условиях отсутствия практического опыта лицензирования и ограниченной нормативно-методической базы. Соответственно, условия таких лицензий не были унифицированы и, в частности, не учитывали факторы, негативно влияющие на темпы освоения участков недр, например, отсутствие необходимой инфраструктуры, сезонность работ, влияние технико-экономических показателей и др. Из общего количества лицензий более 5,5 тыс. не соответствовало существующей нормативно правовой базе, соответственно нуждались в актуализации.
Актуализация лицензий – это сфера ответственности Министерства природных ресурсов. Она осуществляется министерством и Роснедрами в соответствии с «антикризисным планом» Правительства РФ. В результате МПР планирует получить по каждому участку недр единый, соответствующий текущему законодательству и интересам отрасли комплект документов – лицензию и проектную документацию на разработку.
Для обеспечения эффективного государственного управления фондом недр актуализация лицензий на пользование недрами должна сопровождаться также совершенствованием проектной документации на проведение работ, связанных с пользованием недрами, обеспечением достоверного учёта запасов и созданием единого фонда геологической информации.
В этой связи разработан и принят ряд поправок в законодательство о недрах Российской Федерации в части установления единой формы лицензии, требований к проектной документации, изменения границ участков недр, введения новой классификации запасов и прогнозных ресурсов углеводородного сырья и формирования единого фонда геологической информации. В целом, в рамках разовой актуализации лицензий планируется решить комплекс задач, это:
— обеспечение прозрачного и стабильного недропользования в интересах экономики РФ;
— закрепление чётких обязательств недропользователей в интересах развития минерально-сырьевой базы страны;
— обеспечить отражение в лицензиях и проектных документах новых законодательных требований;
— снизить административные издержки.
Процедура актуализации. Она осуществляется через внесение с согласия недропользователей изменений в лицензию и занимает по каждой лицензии не более трёх месяцев.
— Лицензии, формы и содержание которых соответствуют современным требованиям, будут актуализироваться в оперативном режиме.
— Лицензии, формы и содержание которых устарели, должны рассматриваться индивидуально, в том числе с приглашением недропользователя на заседание рабочей группы, созданной при Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
— Лицензии на пользование участками недр, освоение которых влияет на минерально-сырьевую безопасность страны, по которым имеются неустранимые нарушения, выделены в отдельную группу. По ним предлагается рассматривать спорные вопросы также на Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Условия актуализации лицензий, определены поручением Президента РФ весной 2015 года. В соответствии с этим документом актуализация в полном объёме должна быть завершена до конца 2016 года. Основными условиями, при которых допускается актуализация, являются отсутствие у недропользователя или обеспечение им устранения нарушений в проектной документации, отсутствие задолженности по платежам за пользование недрами, а также реализация им предписаний Росприроднадзора или уведомлений Роснедр и выполнение недропользователями обязанностей по предоставлению геологической информации. Помимо этого недропользователи должны понимать, что в обновлённые лицензии будут включаться обязательства по срокам подготовки проектных документов и видам и срокам выполнения работ.
Предварительные результаты актуализации. На июль 2015 года по поступившим с начала 2015 года заявкам актуализировано 324 лицензии, из них 240 по углеводородному сырью и 84 лицензии по твёрдым полезным ископаемым. До конца 2015 года планировалось актуализировать 560 лицензий по углеводородному сырью и 416 лицензий по твёрдым полезным ископаемым. В 2016 года план: актуализировать 1690 лицензий по углеводородному сырью и 3315 – по твёрдым полезным ископаемым. Низкая активность недропользователей в части актуализации имеющихся у них лицензий приводит к необходимости в ряде случаев незаявительного характера организации данной работы. В целях решения этой проблемы Роснедрами направлен в территориальные органы перечень из 340 лицензий, в том числе 250 лицензий по углеводородному сырью, которые не отвечают современным требованиям. Это предложение Роснедр необходимо для инициирования по ним процедур актуализации, то есть совместной работы с недропользователями.
Министерство предлагает продолжить работу, в том числе на основе направленных недропользователям предложений о необходимости актуализации их лицензий. В свою очередь министерство и Роснедра примут меры по обеспечению открытости, прозрачности и публичности данных процедур.
Дополнительная информация