Правила подготовки и заключения договора водопользования, утверждённые постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования»;
Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утверждённые постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».
Согласно изменениям, внесённым в первый из перечисленных документов, решение о предоставлении водного объекта в пользование теперь требуется для создания стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов.
Во первых, оно и раньше требовалось, во-вторых, решение требуется не только для этого вида водопользования. Лучше замените фразой: Согласно изменениям, внесенным в первый из перечисленных документов, Решение теперь не требуется для создания искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами. Однако оно продолжает требоваться для создания стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов.
Можете просто не давать последнего моего умозаключения, показывающего, что это изменение по факту вряд ли изменение. Особо одаренные и так поймут.
Во всех указанных документах слово «водохранилище» заменено на «водоём». Поскольку водохранилище является одним из видов водоёма, в отношении водохранилищ новых правовых последствий не возникает (непонятно),
Почему непонятно? Водохранилище – один из видов водоемов. Раньше норма касалась только их, а теперь еще она распространилась на другие виды водоемов. Соответственно, собственно, для водохранилищ разницы никакой.
могут они возникнуть для озер, прудов и обводнённых карьеров, если Правительство РФ решит включить их в перечень, который оно устанавливает в соответствии с ч. 2 ст. 26 Водного кодекса РФ в целях определения водоёмов, полномочия в отношении которых не передаются субъекту Федерации. В самой ч. 2 ст. 26 Водного кодекса РФ слово «водохранилище» заменено на «водоём» больше четырёх лет назад Федеральным законом от 14.07.2008 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (норма вступила в силу с 1 января 2009 г.).
Важно, что к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование теперь наряду с другими документами требуется прилагать поквартальный график сброса сточных вод. На практике данное требование было и ранее, поскольку типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, утвержденная Приказом МПР России от 14.03.2007 N 56 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.04.2007 N 9317), одним из условий использования водного объекта или его части указывает «ежеквартальное представление бесплатно в орган, принимающий решение о предоставлении водного объекта в пользование, отчета о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных и (или) дренажных вод и их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса, выше и ниже мест сброса».
Документооборот между хозяйствующим субъектом и государственными органами, а также между самими государственными органами теперь может совершаться не только в бумажной, но и в электронной форме. В связи с этим в нормы, регулирующие документооброт, вносятся почти идентичные изменения, указывающие на возможность подавать (получать) документы по желанию хозяйствующего субъекта как в бумажной, так и в электронной форме.
Дословно данная возможность выглядит таким образом: «Документы могут быть направлены в исполнительный орган или орган местного самоуправления в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или регионального портала государственных и муниципальных услуг (далее – информационная система). В этом случае документы подписываются электронной подписью уполномоченного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации».
При этом следует учитывать, что если вы обратились по электронным каналам связи, то по ним же и получите ответ: «В случае если документы представлены с использованием информационной системы, отказ в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю с использованием указанной системы».
«При поступлении в исполнительный орган или орган местного самоуправления документов, направленных с использованием информационной системы, расписка направляется заявителю с использованием информационной системы в течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов».
«При поступлении организатору аукциона заявления, направленного с использованием информационной системы, информация о необходимости проведения аукциона высылается заявителю с использованием указанной системы».
«При поступлении в исполнительный орган или орган местного самоуправления документов в электронной форме с использованием информационной системы решение о предоставлении в пользование водного объекта или мотивированный отказ направляются заявителю с использованием указанной системы. В этом случае решение о предоставлении в пользование водного объекта или мотивированный отказ подписываются электронной подписью уполномоченного лица исполнительного органа или органа местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Также постепенно реализуется принцип запрета запроса у хозяйствующих субъектов тех документов, которые есть в распоряжении госорганов. В этом случае один госорган может запросить документ у другого госоргана самостоятельно. Пока в связи с этим в перечень документов, подаваемых хозяйствующим субъектом для получения требуемого ему документа (в нашем случае решения о предоставлении водного объекта в пользование, но также это касается и других подобных документов), вносятся изменения, исключающие подачу заявителем выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), копии свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе, заключений государственной экологической экспертизы. Данные документы госорган должен самостоятельно запросить в других госорганах – держателях реестров.
По этой же причине копия правоустанавливающего документа на земельный участок требуется, только если право на него не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. И требуется она только в случае использования водного объекта для строительства причалов.
Однако «по желанию заявителя» заявитель вправе представить данные документы самостоятельно. Есть опасение, что госорган будет способствовать появлению у заявителя такого желания и в этой части в реальности всё останется по-старому. Однако, это не самая большая проблема.
Также законодатель (и вслед за ним Правительство РФ) стараются облегчить участь хозяйствующих субъектов снижением возможностей для волюнтаризма чиновников. Так, если раньше норма звучала как «обеспечивает согласование условий водопользования с заинтересованными исполнительными органами государственной власти по вопросам, отнесённым к их компетенции», то теперь приводится конкретный закрытый список этих заинтересованных органов. Это:
Роспотребнадзор – в случае использования водного объекта для организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;
Росрыболовство – в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения;А
Росморречфлот – в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации.
И теперь «исполнительный орган или орган местного самоуправления» не рассматривает и не оценивает «возможность использования водного объекта для заявленной цели».
Поскольку помимо выдачи решения о предоставлении водного объекта в пользование может быть и отказ в его выдаче, документы дополнены соответствующими нормами и фразами там, где помимо выдачи решения может идти речь и об отказе: «Исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов».
Также Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование дополнены специальной нормой, указывающей на закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении водного объекта в пользование: «Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях:
документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами;
получен отказ перечисленных выше федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) в согласовании условий водопользования;
право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Также уточнена необходимость регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование в государственном водном реестре. Норма аналогична норме регистрации прав на недвижимое имущество – решение вступает в силу только с даты его регистрации в государственном водном реестре. Ранее эта норма присутствовала в Водном кодексе РФ, но не была повторена в подзаконных актах. Таким образом, новых правовых последствий сейчас она не порождает, а просто уточняет и дополняет приведённую в перечисленных подзаконных актах процедуру, как и большая часть комментируемых здесь изменений.
Нормативно-правовые акты потому и являются подзаконными, что их назначение – уточнять и развивать заложенное федеральными законами, однако авторы подзаконных актов часто повторяют нормы законов. Это действительно правильно и удобно для правоприменителя и лиц, обязанных проходить установленные данными актами процедуры, но для тех, кто комментирует или изучает новости (изменения) законодательства, представляет некоторую сложность, так как нормы, подаваемые как новые, на самом деле для законодательства в целом новыми не являются и новых правовых последствий не порождают.
В случае внесения изменений в сведения о водопользователе, включённые в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, или обнаружения технических ошибок в сведениях о водопользователе, не относящихся к условиям использования водного объекта, лицо, которому было выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование, может обратиться в исполнительный орган или орган местного самоуправления, который выдал решение, с заявлением о выдаче ему нового решения. Нормы, регулирующие процедуру получения нового решения, приведены. Новое Решение также должно быть зарегистрировано в государственном водном реестре (далее – Реестр).
В Реестр включаются не только сведения о выданных решениях, предоставляющих водный объект в пользование, но и в дальнейшем, когда пользование водным объектом будет прекращено, сведения о прекращении права пользования водными объектами, предоставленными на основании этих решений.
Информация об особо охраняемых водных объектах федерального значения, о водных объектах, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий федерального значения, теперь представляется в Реестр не Росприроднадзором, а самим Минприроды России.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в случае предоставления соответствующим органом водного объекта в пользование направляет в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов по месту водопользования для регистрации в Реестре оригинал решения о предоставлении в пользование водного объекта в одном экземпляре, а не в двух, как требовалось ранее.
Добавлены нормы, регулирующие прекращение водопользования по инициативе водопользователя: «Досрочное прекращение предоставленного права пользования водным объектом в связи с отказом водопользователя от дальнейшего использования водного объекта осуществляется на основании заявления водопользователя, в котором указываются: сведения о водопользователе; данные о выданном решении о предоставлении водного объекта в пользование, в том числе регистрационный номер решения в государственном водном реестре».
Заявление об отказе от дальнейшего использования водного объекта, предоставленного в пользование, и оригинал решения о предоставлении водного объекта в пользование представляются водопользователем в исполнительный орган или орган местного самоуправления, который выдал указанное решение, непосредственно или направляются по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения.
Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в исполнительный орган или орган местного самоуправления в форме электронного документа с использованием информационной системы. В этом случае заявление и прилагаемые к нему документы подписываются электронной подписью уполномоченного лица в соответствии с российским законодательством.
Право пользования водным объектом прекращается с даты внесения в Реестр записи о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании принятого решения о прекращении действия этого решения.
Типовая форма решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Минприроды России.
Также уточнена форма заверения документов принимающим документы должностным лицом: «Копии документов заверяются работником исполнительного органа или органа местного самоуправления, осуществляющим их приём, путём внесения записи об их соответствии оригиналам с указанием даты, должности, фамилии, инициалов лица, сделавшего запись».
Правовой EHS консалтинг