Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99 »Расходы организации» (далее - ПБУ 10/99)).
Согласно п. 5 ПБУ 10/99 в составе расходов по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг.
Получение лицензии является необходимым условием для осуществления деятельности организации, соответственно, затраты на оплату госпошлины за выдачу лицензии непосредственно связаны с основной деятельностью организации и подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности в периоде их осуществления.
Полагаем, что отражение на счетах бухгалтерского учета расчетов по уплате данной пошлины осуществляется в корреспонденции со счетом 68, поскольку данные платежи перечисляются в бюджетную систему РФ.
В то же время, учитывая нормы п. п. 18, 19 ПБУ 10/99, считаем возможным и равномерный учет указанных расходов в течение срока действия лицензии. В этом случае расходы на уплату пошлины будут учитываться на счете 97 с последующим отнесением их в дебет счета 20.
Существует, однако, и другой подход, согласно которому, если лицензия отвечает условиям, поименованным в п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», она может быть принята к учету как нематериальный актив (далее — НМА) (отметим, что одним из условий принятия актива к учету в качестве НМА является его предполагаемое использование более 12 месяцев).