Вопрос о предоставлении водного объекта или его части (далее — водный объект) в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Решение) возникает у подрядных строительных организаций в том числе если проектной документацией на строительство объекта предусмотрено сооружение мостов через водные объекты.
Правовые основы регулирования водных отношений в части предоставления водного объекта в пользование на основании Решения установлены Водным кодексом Российской Федерации (в ред. от 21.10.2013; далее — ВК РФ). Пункт 5 ч. 2 ст. 11 данного документа содержит требование о получении Решения для природопользователей, осуществляющих деятельность по строительству гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов. Получение Решения осуществляет организация, непосредственно использующая водный объект для вышеуказанных целей.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Решение, полученное заказчиком, не может являться основанием для использования водного объекта в указанных целях подрядной организацией.
Порядок подготовки и принятия Решения установлен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Правила подготовки и принятия Решения), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (в ред. от 23.05.2013; далее — Постановление № 844).
Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Стоит отметить, что в соответствии со ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в части предоставления водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее — субъект РФ), в пользование на основании Решений. Исключение составляют случаи предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства .
Действие ст. 26 ВК РФ не распространяется на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Таким образом, выдача решений о предоставлении вышеуказанных водоемов в пользование осуществляется федеральным органом исполнительной власти — территориальными управлениями Росводресурсов. Перечень вышеуказанных водоемов установлен Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации».
Росводресурсы при выдаче Решений руководствуются Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденным Приказом Минприроды России от 21.01.2013 № 20 (далее — Приказ № 20); органы исполнительной власти субъектов РФ — Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (далее — Административный регламент № 763), утвержденным Приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 763 (в ред. от 20.02.2013; далее — Приказ № 763).
Подведомственность предоставления государственной услуги по предоставлению водного объекта в пользование на основании Решения по субъектам РФ представлена в Административном регламенте № 763. Так, например, если водный объект находится в Московской области и не является источником питьевого водоснабжения для двух и более субъектов РФ, то предоставление вышеуказанной государственной услуги осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области (далее — Минэкологии МО).
Процесс получения Решения можно разбить на несколько стадий (см. таблицу).
Рассмотрим подробнее каждую стадию процедуры получения Решения.
ЗАПРОС НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ИЗ ГВР О ВОДНОМ ОБЪЕКТЕ
В состав пакета документов для получения Решения входят сведения из ГВР, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, речных бассейнах и бассейновых округах. Ведение ГВР осуществляется непосредственно Росводресурсами и территориальными органами Росводресурсов.
ГВР состоит из разделов, содержащих следующие сведения:
– о бассейновых округах;
– о речных бассейнах;
– о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в т. ч. об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
– о водохозяйственных участках;
– о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, а также других зонах с особыми условиями их использования;
– об использовании водных объектов, в т. ч. о водопотреблении и водоотведении;
– о договорах водопользования, в т. ч. об их государственной регистрации, переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также о прекращении указанных договоров;
– о Решениях, в т. ч. об их государственной регистрации;
– об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами;
- «Инфраструктура на водных объектах» :
– о водохозяйственных системах;
– о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах.
Для предоставления сведений из ГВР заявитель обращается в Росводресурсы или территориальный орган Росводресурсов с заявлением на имя руководителя Росводресурсов или территориального органа Росводресурсов соответственно.
Форма заявления о предоставлении сведений из ГВР приведена в приложении 30 к Административному регламенту исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, утвержденного Приказом № 293.
В случае если указанное заявление удовлетворяет требованиям оформления, то должностное лицо Росводресурсов, ответственное за прием и регистрацию заявлений, выдает заявителю расписку о принятом заявлении с указанием даты принятия. Общий срок административной процедуры по рассмотрению заявления, принятию Решения и подготовке сведений составляет 5 рабочих дней. По истечении 5 дней Росводресурсы или территориальный орган Росводресурсов предоставляет требуемые сведения или выносит мотивированный отказ в их предоставлении. Мотивированный отказ выносится в случае, если запрашиваемые сведения отсутствуют в ГВР или доступ к запрашиваемой информации ограничен. Стоит отметить, что в соответствии с Приказом № 293 отказ государственного органа в выдаче сведений из ГВР может быть обжалован в суд .
Для получения сведений из ГВР и сопроводительного письма к ним заявитель должен иметь доверенность на предоставление и получение документов в Росводресурсах или территориальном органе Росводресурсов.
Отметим, что форма заявления является строгой и отклонений от формы не допускается. В случае если указанное заявление не удовлетворяет требованиям оформления, должностное лицо Росводресурсов или территориального органа Росводресурсов, ответственное за прием и регистрацию заявлений, указывает заявителю на ошибки в оформлении подаваемого им заявления и сообщает заявителю о необходимости переоформления заявления. Некоторую сложность в оформлении может вызвать заполнение п. 1 заявления. Приведем пример заполнения данного пункта (Пример 1).
Целесообразно проконсультироваться у представителя федерального органа исполнительный власти или органа государственной власти субъекта РФ, выдающего Решение, по вопросу количества и наименований необходимых форм, подлежащих запросу из ГВР.
СБОР И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКТА ДОКУМЕНТОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ
Перечень документов для получения Решения установлен Правилами подготовки и принятии Решения. На основании сведений о водном объекте, содержащихся в ГВР, заявитель обращается с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в федеральный орган исполнительный власти или орган государственной власти субъекта РФ.
Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование на основании Решения установлена в приложении 2 к Административному регламенту № 763. Указанная форма используется при оформлении Решения в органах государственной власти субъекта РФ.
В заявлении указываются :
- сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты — для юридического лица;
- наименование и место расположения водного объекта;
- обоснование вида, цели и срока водопользования.
К заявлению прилагаются :
- копии учредительных документов — для юридического лица;
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя;
- информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации;
- копия правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в ЕГРП (в случае использования водного объекта для строительства причалов);
- сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте;
- материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним.
Для получения решения о предоставлении водного объекта в целях строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов, дополнительно прикладываются :
- сведения о технических параметрах сооружений (площадь и границы используемой для их строительства акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности);
- копия документа об утверждении проектно-сметной документации, в которой отражены указанные технические параметры.
В соответствии с требованиями Административного регламента № 763 в составе пакета документов также предоставляются :
- копия положительного заключения государственной экспертизы — в случаях, предусмотренных законодательством;
- акт об утверждении положительного заключения государственной экспертизы — в случаях, предусмотренных законодательством;
- документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.
Согласно п. 10.1 Правил подготовки и принятия Решения, утвержденных Постановлением № 844, обладающим большей юридической силой, чем Административный регламент № 763, исполнительный орган или орган местного самоуправления в течение 2 рабочих дней со дня представления заявителем заявления и прилагаемых к нему документов запрашивает в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия:
- в ФНС (ее территориальных органах):
– сведения из ЕГРЮЛ — для юридических лиц;
– сведения из ЕГРИП — для индивидуальных предпринимателей;
- в органах государственной власти и организациях, уполномоченных на проведение государственной экспертизы, — сведения о наличии положительного заключения государственной экспертизы и об акте о его утверждении (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- в Росреестре (его территориальных органах) — сведения из ЕГРП о правах на земельный участок (в случае использования водного объекта для строительства причалов).
Вышеуказанные государственные органы в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса предоставляют запрашиваемые сведения в форме, в которой поступил запрос. Заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, подтверждающие сведения, указанные в п. 10.1 Правил подготовки и принятия Решения. На практике заявитель чаще всего самостоятельно представляет указанные документы для ускорения процесса получения Решения.
Зачастую у заявителя возникают вопросы по представлению некоторых документов в силу отсутствия соответствующего правового регулирования. Рассмотрим некоторые из них.
Проблемные моменты, связанные с представлением документации для получения Решения
1. Форма представления информации о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации не утверждена и является произвольной.
План водоохранных мероприятий составляется в табличном виде в денежном выражении с указанием мероприятий по охране водного объекта, стоимости затрат, источника финансирования. Он утверждается директором предприятия, на нем проставляется печать. Приведем пример составления вышеуказанного документа (Пример 2).
Водохозяйственные мероприятия могут быть прописаны в проекте строительства, перечне мероприятий по охране окружающей среды. Кроме того, в перечень водохозяйственных мероприятий можно включить дополнительные мероприятия, не противоречащие требованиям проекта строительства. В качестве примера можно привести следующие мероприятия:
- осуществление аналитического лабораторного контроля в контрольном створе (проведение мониторинга водного объекта);
- проведение мероприятий по недопущению загрязнения;
- обустройство водоохранных зон и прибрежных полос поверхностного водного объекта;
- обустройство территории строительной площадки непроницаемым покрытием, препятствующим проникновению загрязняющих веществ в грунтовые воды, питающие поверхностный водный объект;
- разработка мероприятий и планов ликвидации аварий, содержащих указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, перечень средств, способов сбора и удаления загрязняющих веществ в случае аварийного загрязнения.
2. Представление сведений о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте обычно предполагает наличие заключенного договора на мониторинг водного объекта с аккредитованной лабораторией с приложением аттестата и области аккредитации. В области аккредитации лаборатории обязательно должны присутствовать показатели, по которым осуществляется лабораторный контроль. Результаты мониторинга по условиям Решения направляются в исполнительный орган, выдавший Решение.
3. Материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования могут быть представлены в виде стройгенпланов. Материалы в графической форме необходимо выполнять в масштабе, также к ним должна прилагаться пояснительная записка, которая утверждается директором предприятия. На ней проставляется печать, в ней приводятся сведения о разработчике.
В пояснительной записке указываются :
- географические координаты сооружения (отмечаются по береговым точкам по линии уреза воды при среднемноголетнем уровне);
- протяженность сооружения;
- общая ширина сооружения, ширина полос движения (резервной, если есть);
- граница водоохранной зоны (в соответствии со ст. 65 ВК РФ);
- граница прибрежной защитной полосы (в соответствии со ст. 65 ВК РФ);
- краткая характеристика технологии сооружения моста и производства работ;
- расстояние от опор моста или железобетонной конструкции — укрепления откоса до уреза воды (по обеим сторонам водного объекта);
- участки наблюдений за морфометрическими характеристиками и качеством природных вод.
Приведем пример формы пояснительной записки (Пример 3). Следует отметить, что указанная пояснительная записка является составной частью Решения.
В случае если проектом строительства предусмотрено пересечение водного объекта в нескольких местах, то необходимо также приложить общую карту-схему местоположения объекта строительства с нанесением расположения мостов и контрольных створов. Указанная карта-схема представляется в 4 экземплярах. Если предусмотрено сооружение одного моста, то в 4 экземплярах представляется графический материал. Общая карта-схема или графический материал (в случае сооружения одного моста) являются составной частью Решения.
Рассмотрение представленных документов
Заявление о предоставлении водного объекта в пользование с приложениями представляется в федеральный орган исполнительный власти или орган государственной власти субъекта РФ с описью всех приложений (Пример 4). Весь комплект документов (заявление, приложения, опись) представляется в 2 экземплярах. Приложения заверяются подписью директора, на них проставляется печать предприятия.
Уполномоченный орган в срок не более 30 дней с даты поступления документов:
- рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным Правилами подготовки и принятия Решения, оценивает их полноту и достоверность, а также соответствие условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства;
- выполняет расчет параметров водопользования;
- определяет условия использования водного объекта;
- обеспечивает согласование условий водопользования со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции:
– с Росрыболовством — в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения;
– с Росморречфлотом — в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации.
СОГЛАСОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ) ПО ВОПРОСАМ, ОТНЕСЕННЫМ К ИХ КОМПЕТЕНЦИИ
При строительстве мостов зачастую требуется только согласование условий водопользования с Росрыболовством.
Согласно п. 20 Правил подготовки и принятия Решения уполномоченный орган осуществляет согласование условий водопользования самостоятельно. Однако часто заявитель сам представляет комплект документов для согласования условий водопользования. Для этого уполномоченный на выдачу Решения орган предоставляет заявителю письмо в федеральный орган исполнительной власти с запросом согласования условий. Комплект представляемых документов идентичен тому комплекту, котор ый направляется для предоставления Решения.
В соответствии с п. 30 Административного регламента № 763 формирование условий использования водного объекта прекращается после получения от всех заинтересованных исполнительных органов государственной власти соответствующих согласований или предложений, но не более чем за 15 календарных дней с момента направления подготовленных пакетов документов с сопроводительными письмами в соответствующие заинтересованные исполнительные органы государственной власти.
Обратите внимание на то, что в случае если заинтересованные исполнительные органы государственной власти в течение 15 календарных дней не представили предложения, должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов в уполномоченном органе, вправе перейти к окончательному формированию условий использования водного объекта без получения соответствующих согласований.
Согласование условий водопользования с Росрыболовством регулируется Постановлением № 384.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ И РЕГИСТРАЦИЯ РЕШЕНИЯ В ГВР
Уполномоченный орган принимает Решение или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов. Основания для отказа установлены в п. 22 Правил подготовки и принятия Решения.
Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях :
- документы, указанные в пп. 10, 11–14 Правил подготовки и принятия Решения, представлены с нарушением требований, установленных данными Правилами;
- получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) в согласовании условий водопользования;
- право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
- использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение должно содержать :
- сведения о водопользователе;
- цель, виды и условия использования водного объекта (в т. ч. объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);
- сведения о водном объекте, в т. ч. описание границ водного объекта, в пределах которых разрешается осуществлять водопользование;
- срок водопользования.
Типовая форма Решения утверждена Приказом № 56.
К Решению прилагаются материалы в графической форме (в т. ч. схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка.
Срок водопользования определяется сроком действия контракта на проведение дорожно-строительных работ. В случае продления контракта Решение получается заново. Общий срок действия Решения составляет 5 лет.
После принятия Решения оно подлежит государственной регистрации в ГВР в установленном порядке и вступает в силу с даты его регистрации в ГВР.
В соответствии с п. 29 Правил подготовки и принятия Решения в случае внесения изменений в сведения о водопользователе, включенные в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, или обнаружения технических ошибок в сведениях о водопользователе, не относящихся к условиям использования водного объекта, лицо, которому было выдано Решение, может обратиться в исполнительный орган или орган местного самоуправления, который выдал Решение, с заявлением о выдаче ему нового Решения.
Если имеют место изменения, относящиеся к условиям использования водного объекта, то Решение оформляется заново в соответствии с порядком, установленным Правилами подготовки и принятия Решения.
К заявлению о выдаче нового Решения прилагается оригинал Решения. Уполномоченный орган оформляет новое Решение в течение 8 рабочих дней с даты получения документов. Новое Решение подлежит государственной регистрации в ГВР в установленном порядке и вступает в силу с даты его государственной регистрации. Ранее выданное Решение прекращает действие с даты государственной регистрации в ГВР нового Решения.
Следует обратить внимание на то, что досрочное прекращение предоставленного права пользования водным объектом в связи с отказом водопользователя от дальнейшего использования водного объекта (например, в связи с досрочным окончанием строительных работ) осуществляется на основании заявления водопользователя, в котором указываются:
- сведения о водопользователе;
- данные о выданном Решении, в т. ч. регистрационный номер Решения в ГВР.
Право пользования водным объектом прекращается с даты внесения в ГВР записи о прекращении действия Решения на основании принятого решения о прекращении действия Решения.
ИСПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМ ОБЪЕКТОМ
Отчет о выполнении условий пользования водным объектом с сопроводительным письмом представляется ежегодно в федеральный орган исполнительной власти или орган государственной власти субъекта РФ в течение срока действия Решения. Установленной формы отчета, как и требования о его представлении, действующее законодательство не содержит. Данный вопрос может быть урегулирован на уровне субъекта РФ. В качестве примера можно привести Приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам от 10.11.2011 № 130-0103 «Об утверждении форм и содержания представления отчетности о выполнении пользователями водных объектов условий водопользования, установленных в договорах водопользования и решениях о предоставлении водного объекта в пользование».
В Московской области данный вопрос не урегулирован и форма отчета, представляемого в Минэкологии МО, носит произвольный характер (см. приложение).
Также представлению подлежат сведения о ведении регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной. Природоохранным законодательством указанная обязанность не предусмотрена, однако в бланки решений, выдаваемых Минэкологии МО, она внесена в разделе условий пользования водным объектом и заключается в ведении регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по программе, согласованной с соответствующим территориальным органом Росводресурсов, а также представлении в установленные сроки бесплатно результатов таких регулярных наблюдений в указанный территориальный орган Росводресурсов и Минэкологии МО.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМ ОБЪЕКТОМ
В заключение отметим, что за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:
- на граждан — от 1000 до 3000 руб.;
- на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.