Санитарно-защитная зона промышленных предприятийСанитарно-защитная зона (СЗЗ) — это территория, отделяющая предприятия, их здания и сооружения с технологическими процессами, служащими источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки. Территория СЗЗ предназначена для снижения за ее пределами уровня воздействия всех факторов до требуемых гигиенических нормативов; создания санитарно-защитного и архитектурно-эстетического барьера между промышленной и жилой застройкой; организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.

Проект организации (обоснования) СЗЗ обосновывает такой размер санитарно-защитной зоны, заключенной между границей предприятия и границей селитебной территории населенного пункта, за пределами которого уровень загрязнения атмосферного воздуха, уровень шума (привносимого предприятием), уровень электромагнитного излучения (при наличии) ниже гигиенических критериев, установленных для населенных мест; определяет необходимые мероприятия по: охране атмосферного воздуха, озеленению и благоустройству территории площадки, обеспечению уменьшения отрицательного воздействия (до установленных нормативов) хозяйственного или промышленного объекта на близко расположенную жилую застройку.

Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормативами.

Красная линия отделяет территорию улично-дорожной сети от остальной территории города. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения. 1

СЗЗ. Общие положения.

Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Разработка проектов организации СЗЗ осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

Санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки всех видов градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного предприятия и/или группы предприятий. Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон:

предприятия первого класса — 1000 м;

предприятия второго класса — 500 м;

предприятия третьего класса — 300 м;

предприятия четвертого класса — 100 м;

предприятия пятого класса — 50 м.

Санитарно-защитная зона для предприятий IV, V классов должна быть максимально озеленена — не менее 60% площади; для предприятий II и III класса — не менее 50%: для предприятий, имеющих санитарно-защитную зону 1000 м и более — не менее 40% ее территории с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.

Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятой величины СЗЗ для максимальной проектной или фактически достигнутой его мощности. 2

Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющим аналогов в стране и за рубежом, ширина СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя.

Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены при:

объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов — аналогов);

подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;

уменьшении мощности, изменение состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.

Не допускается сокращение величины санитарно-защитной зоны для действующих предприятий на основании данных, полученных только расчетным путем.

Размер санитарно-защитной зоны должен быть увеличен по сравнению с классификацией при невозможности обеспечения современными техническими и технологическими средствами нормативных уровней по любому фактору воздействия, полученных расчетным путем и/или по результатам лабораторного контроля.

В СЗЗ не допускается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ СЗЗ.

Разработка проекта СЗЗ.

Проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, с учетом положений Генерального городской застройки, утвержденных городских программ, проектов планировки и других видов градостроительной деятельности.

Цель разработки проекта организации (обоснования) СЗЗ — получение санитарно-эпидемиологического заключения органа Роспотребнадзора по соответствию санитарно-защитной зоны территориально обособленной площадки юридического лица в существующих размерах от селитебной территории населенного пункта (места проживания населения, общественные здания).

2.1. Основные нормативные документы.

К числу основных нормативных документов, определяющих общий порядок осуществления санитарно-эпидемиологического нормирования, можно отнести:

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.

К основным нормативно-методическим материалам, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно-защитной зоны, относятся следующие документы:

Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)

Положение о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве. Постановление правительства Москвы от 16.10.2001 N 929-ПП.

Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятии. — М. РЭФИА, 1998. — 86 с.

2.2. Этапы разработки и расчета СЗЗ

Разработка СЗЗ и расчет СЗЗ включает в себя следующие этапы:

Разработка расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Разработка Проектов обоснования (сокращения) размера расчетной санитарно-защитной зоны (разработка проекта СЗЗ) предприятия выполняется специализированными организациями, владеющими действующими методиками оценки химического и акустического загрязнения атмосферы и имеющими опыт согласования проектной документации в органах санитарно-эпидемиологической экспертизы. 3

Разработка Проекта СЗЗ имеет следующие этапы:

1.составление и согласование задания на разработку Проекта СЗЗ;

2.сбор исходных данных для разработки СЗЗ;

3.разработка Проекта обоснования (сокращения) размера расчетной СЗЗ;

4.разработка Программы мониторинга загрязнения атмосферы и шума (для последующего этапа);

5.согласование Проекта СЗЗ с получением Экспертного Заключения (уполномоченные экспертные органы) и Санитарно-эпидемиологического Заключения.

Организация — исполнитель обеспечивает разработку Проекта СЗЗ в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Заказчик — предприятие несет ответственность за полноту, достоверность и обоснованность исходных данных, послуживших основой для разработки Проекта.

Стоимость разработки Проекта обоснования (сокращения) размера расчетной СЗЗ индивидуальна для каждого предприятия и зависит, как от производственной мощности предприятия (количество источников выбросов и шума), так и от сложности разрабатываемого Проекта.

Проведение натурных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы и шума. Нормативы образования отходов контролируются лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких видов работ.

Основание для наблюдений — Программа мониторинга загрязнения атмосферы и шума, разработанная в составе Проекта обоснования (сокращения) размера расчетной СЗЗ. Максимальная продолжительность наблюдений — год. Если лаборатория будет работать под кураторством Разработчика Проекта СЗЗ, период наблюдения можно сократить. Стоимость данной работы зависит от количества пунктов наблюдения, количества и номенклатуры контролируемых загрязняющих веществ и расценок самой лаборатории.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям