Предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование1. Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

2. В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 21 ВК РФ

В части 1 комментируемой статьи предусматривается орган государственной власти, уполномоченный предоставлять водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства на основании решения — Правительство РФ.

При этом следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ N 844 <202>. Важно, что Правительство РФ предоставляет водные объекты:

<202> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 (ред. от 04.03.2009) «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 295.

— находящиеся в федеральной собственности;

— для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— на основании решения.

В ч. ч. 1 и 2 ст. 8 ВК РФ установлено, что водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

В силу ст. 1 Федерального закона N 61-ФЗ, под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Как установлено в ст. 1 Закона РФ N 2446-1, безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Важно учесть, что на основании п. 8 Постановления Правительства РФ N 844 для получения решения Правительства РФ о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства заявитель обращается с заявлением в территориальный орган Росводресурсов по месту расположения водного объекта.

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для всех других предусмотренных ВК РФ целей (см. ч. 2 ст. 11 ВК РФ) осуществляется иными уполномоченным органами.

В силу части 2 комментируемой статьи, исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями вправе принимать решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением водных объектов, находящихся в федеральной собственности, предоставляемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Часть 2 комментируемой статьи необходимо рассматривать в совокупности с ч. 4 ст. 11 ВК РФ, в соответствии с которой определяются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов на основании решений. Важно, что органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют предоставление в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, на основании решений, в пределах полномочий, определенных на основании статей 24 — 27 ВК РФ.

К полномочиям органов государственной власти РФ в области водных отношений отнесено владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в том числе утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 24 ВК РФ). Росводресурсы — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов <203>. Согласно пп. «б» п. 4 Постановления Правительства РФ N 169, к одной из основных функций Росводресурсов отнесено предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности. В силу Постановления Правительства РФ N 282, Росводресурсы осуществляют свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые). В связи с этим для получения решения о предоставлении водных объектов в пользование заявителям необходимо обращаться в территориальные органы Росводресурсов по месту расположения водных объектов. Порядок принятия решений о предоставлении водных объектов в пользование определен в Постановлении Правительства РФ N 844. Важно, что непосредственное осуществление полномочий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, может передаваться органам государственной власти субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 26 ВК РФ, РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование. Однако приведенное положение не распространяется на случаи предоставления водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Предоставление водных объектов для данных целей осуществляется на основании решения Правительства РФ.

<203> См. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений отнесено владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ (ст. 25 ВК РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия по владению, пользованию и распоряжению водными объектами, находящимися в муниципальной собственности (ч. 1 ст. 27 ВК РФ).

Необходимо отметить, что согласно ст. 26.8 Федерального закона N 184-ФЗ передача осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти осуществляется на основании соглашений с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В силу Федерального закона N 184-ФЗ, Правительством РФ принято Постановление от 8 декабря 2008 г. N 924 «О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий» <204>.

<204> СЗ РФ. 2008. N 50. Ст. 5953.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий. В силу Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 <205>, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных им для осуществления полномочий РФ в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

<205> См. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370» // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347.

Согласно п. п. 4 — 6 Постановления Правительства РФ N 844, решения о предоставлении водных объектов в пользование принимают:

а) Росводресурсы и территориальные органы — при предоставлении в пользование водохранилищ или их частей, перечень которых устанавливается Правительством РФ <206> в целях, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 844 <207>, а также морей или их отдельных частей;

<206> См. распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р «Об утверждении Перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 335.

<207> Исчерпывающий перечень целей предоставления водных объектов в пользование на основании решений Росводресурсов и территориальных органов включает следующие: а) обеспечение обороны страны и безопасности государства; б) сброс сточных и (или) дренажных вод; в) строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; г) создание стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами; д) строительство гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; е) разведка и добыча полезных ископаемых; ж) проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; з) подъем затонувших судов; и) сплав древесины в плотах и с применением кошелей; к) забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); л) организованный отдых детей, а также организованный отдых ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Приведенный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию (см. п. 2 Постановления Правительства РФ N 844).

б) органы исполнительной власти субъектов РФ — при предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ, в случаях, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 844, за исключением водных объектов, решения о предоставлении которых принимаются Федеральным агентством водных ресурсов или его территориальными органами, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности, предоставляемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства; а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ;

в) органы местного самоуправления — при предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, в случаях, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 844.

Таким образом, решения о предоставлении водных объектов в пользование (за исключением водных объектов, названных в ч. 1 комментируемой статьи), в зависимости от принадлежности права собственности, наличия акта передачи осуществления отдельных полномочий субъектам РФ и императивного требования законодательства, могут принимать:

— Росводресурсы и территориальные органы;

— органы исполнительной власти субъектов РФ;

— органы местного самоуправления.

Другой комментарий к статье 21 Водного Кодекса РФ

1. Буквальное содержание статьи 21 ВК посвящено только указанию органов, принимающих решения о предоставлении ВО в пользование.

Содержанию и порядку принятия решения о предоставлении ВО в пользование посвящены статьи 22 и 23 ВК соответственно.

Во исполнение статьи 23 ВК принято Постановление Правительства от 30 декабря 2006 года N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Все эти положения исходя из установленного статьей 26 ВК распределения полномочий по предоставлению ВО в пользование «перекрыты»:

1) Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденным Приказом МПР от 14 сентября 2011 года N 763;

2) Административным регламентом по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденным Приказом МПР от 22 декабря 2008 года N 340.

Оба регламента в полном объеме, в том числе контактные данные ОГВ субъектов РФ, реализующих переданные «водные» полномочия, а также типовая форма решения о предоставлении ВО в пользование приводятся в приложении к комментарию.

2. Решение о предоставлении ВО в пользование принимается в случае, если цель водопользования соответствует одному из пунктов части 2 статьи 11 ВК. Если цель водопользования соответствует пункту части 3 статьи 11 ВК, то решение о предоставлении ВО в пользование в соответствии с ВК не допускается.

Вместе с тем если цель водопользования подпадает под пункт части 2 статьи 11 ВК, но после ее достижения предполагает заключение договора водопользования, то, чтобы не заниматься оформлением водопользования дважды — сначала «под решение», а потом «под договор», заинтересованному лицу может быть выгодно сразу заключить договор водопользования. Например, лицо заинтересовано построить причал для стоянки маломерных судов. Для строительства причала необходимо решение о предоставлении ВО в пользование — пункт 3 части 2 статьи 11 ВК. Но после строительства причала потребуется использование прилегающей к нему акватории для стоянки маломерных судов, для чего необходим договор водопользования — пункт 2 части 1 статьи 11 ВК. Правила подготовки и принятия решения о предоставлении ВО в пользование и правила подготовки и заключения договора водопользования без аукциона во многом сходны. Риск вовлечения в заключение договора водопользования по результатам аукциона, то есть без гарантии его заключить, при этом есть, но он есть независимо от того, получал ли ранее один из претендентов на заключение договора водопользования решение о предоставлении ВО в пользование на той же части акватории (см. комментарий к статье 16 ВК). Поэтому заявителю имеет смысл попытаться заключить договор водопользования без аукциона и без предварительного решения о предоставлении ВО в пользование либо одновременно получить решение о предоставлении ВО в пользование и заключить без аукциона договор водопользования.

В отличие от порядка заключения и действия договоров водопользования решение о предоставлении ВО в пользование:

1) не принимается по результатам аукциона или по инициативе уполномоченного органа;

2) не предполагает плату во исполнение статьи 20 ВК;

3) может быть изменено во время своего действия;

4) не означает преимущественного права водопользователя на получение решения о предоставлении ВО в пользование на новый срок или на заключение договора водопользования без аукциона;

5) не ограничено максимальным сроком.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям